Jolly Phonics представляет собой фундамент для полного овладения английским чтением и письмом. Метод синтетических фониксов, используемый для обучения звукам английского языка, является мультисенсорным и, одновременно, развлекательным. Дети учатся пользоваться звуками для правильного чтения и написания слов.
Данное руководство содержит рекомендации для родителей и преподавателей. Оно разъясняет принципы, лежащие в основе системы Jolly Phonics. Цель руководства – показать, каким образом происходит обучение по схеме Jolly Phonics, а также предоставить более широкие возможности для помощи детям. Весь материал предназначен для работы в школе. Значительная его часть также идеально подходит и для домашнего применения; такие элементы материала отмечены звездочкой* и могут быть использованы как в комплекте, так и по отдельности.
Jolly Phonics включает изучение нерегулярных сложных слов, так называемых, “Tricky Words”, например: «said», «was» и «the». Наряду с упомянутым материалoм, следует также использовать книжки с рассказами.
Во время обучения родительская поддержка (в виде похвалы и всевозможных поощрений) крайне необходима детям. Следует руководствоваться темпами, приемлемыми для вашего ребенка. Если случилось так, что интерес к занятиям был ранее потерян, оставьте обучение на некоторое время и вернитесь к нему позже. Не всем детям легко даётся смешивание звуков. Дополнительная практика будет способствовать прочному овладению чтением и поможет вашему ребенку чувствовать себя уверенно в школе.
Пять основных навыков чтения и письма:
1. Изучение звуков
2. Изучение буквообразования
3. Слияние или смешивание звуков
4. Идентификация звуков в словах
5. Правописание сложных слов
Несмотря на то, что упомянутые навыки преподносятся отдельно, в нашем руководстве они будут рассматриваться вместе.
1.Изучаем звуки
Помимо алфавита, модель Jolly Phonics обучает детей 42 звукам английского языка. Звуки распределены на 7 групп. Некоторые звуки графически могут быть представлены с помощью двух букв, например:
«ЕЕ» или «ОR». Такие звуки называются «диграфы». Буквосочетания «ОО» и «ТН» могут создавать по два звука каждое, например, в словах ВООК, МООN, THAT, THREE. С целью различить эти два разных звука, диграф может быть представлен двумя способами. Смотрите ниже.
1. s, a, t, i, p, n
2. c k, e, h, r, m, d
3. g, o, u, l, f, b
4. ai, j, oa, ie, ee, or
5. z, w, ng, v, oo, oo
6. y, x, ch, sh, th, th
7. qu, ou, oi, ue, er, ar
Каждый новый звук вводится посредством действия, которое помогает детям запоминать букву/буквы, представляющие такой звук. Таким образом, показав ребенку букву или буквосочетание, он может быстро и правильно назвать звук и, одновременно, воспроизвести то действие, которое относится к звуку, показанной ему буквы. Каждый день можно брать для изучения по одному звуку. Когда ребенок приобретет уверенность, отпадет необходимость в использовании жестов. На странице 8 этой брошюры вы сможете ознакомиться со списком всех звуков.
Дети должны изучать каждую букву не по её алфавитному названию, а по звуку, который эту букву представляет. Например, буква Аа /эй/ должна называться Аа /э/, как в слове ant, но ни ai /эй/, как в слове aim. Аналогичным образом, буква Nn должна называться nn /нн/, как в слове Net, a не /эн/. Такая тактика в произношении поможет при слиянии звуков для формирования слов. Названия букв должны последовать на более позднем этапе.
Буквы не должны вводиться в алфавитном порядке. С помощью первой группы букв (s, a, t, i, p, n) проще составлять более лёгкие слова. По этой причине эта группа рассматривается первой. Буквы “b” и “d” помещены в разные группы во избежание путаницы.
Звуки, которые имеют более одного способа написания, на начальном этапе представляются в одной форме.
Например, звук ai в слове “rain” преподносится первым, а затем подаются альтернативные сочетания a-e (gate) и -ay (day). Примеры можно найти в Jolly Phonics Word Book.
2.Учимся писать буквы
Для детей очень важно научиться правильно держать в руке карандаш или ручку.
Захват ручки должен быть одинаковым как для правши, так и для левши.Ручка держится тремя пальцами: средним, указательным и большим, при этом все пальцы должны быть слегка закруглены. Если с самого начала ребёнок начнёт держать карандаш или ручку неправильно, впоследствии будет труднее исправить неправильный захват.
Уже на раннем этапе ребёнок должен учиться писать буквы правильно. Английская буква Сc /си/ одна из первых, которую дети учатся писать. В её форме содержится база для всех остальных букв, например, база для буквы -d-. Особенно большое внимание следует уделять написанию следующих букв:
- Буква -o: (начинаем сверху и ведём вниз против часовой стрелки, а не по часовой)
- Буква -d-: (её написание начинаем посредине, а не сверху)
-Буквы -m и –n, а также им подобные, характеризуются тем, что дети должны начинать их писать с палочки, которая ведётся сверху вниз.
Jolly Phonics DVD, Jolly Stories (рассказы) и книги Finger Phonics показывают правильное формирование каждой буквы. Полезно запомнить, что ни одна буква не начинается снизу.
Со временем ребёнок научится писать прописными буквами. Такой вид письма будет способствовать его скорости и улучшению уровня грамотности. Если слова написаны «в одно движение руки», легче запомнить их правильное правописание.
Jolly Phonics использует шрифт «Sassoon Infant», специально предназначенный для обучения детей чтению и письму. Многие буквы, например, -d и -n имеют внизу справа «хвостик» для более лёгкого перехода на прописной вид письма, в котором буквы соединяются друг с другом.
3.Синтез
Смешивание звуков или их синтез - это процесс, при котором дети произносят отдельные звуки в слове, а затем соединяют их в одно целое, таким образом, формируя слово. К примеру, произносим каждый звук по отдельности - d-o-g, затем «сливаем» все звуки, образуя слово dog. Этой техникой должен овладеть каждый ребёнок. Чем больше практики, тем быстрее наступит прогресс. Для начала взрослый должен быстро произнести любое английское слово, при этом разбивая его на звуки и определяя - способен ли ребёнок это слово слышать. Если ребёнку угадать слово непросто, взрослый должен повторить слово или же сделать подсказку.
Некоторым детям может понадобиться больше времени для распознания слова. Однако, если первый звук постараться произнести более громко, можно облегчить идентификацию слова. Старайтесь понемногу играть с ребёнком в подобные игры. Начинайте со слов : b-u-s, t-o-p, c-a-t и h-e-n.
Подходящие слова для такой игры можно найти в The Phonics Handbook и The Jolly Phonics Word Book.
Помните, что некоторые звуки - диграфы представлены двумя буквами, например - sh. Дети должны произнести диграф – “sh”, а не буквы – “s” и –“h” по отдельности. Практикуясь, дети смогут распознавать в диграфе один звук, соединяя его с другими для образования слов. Таким образом, слово rain должно произноситься как -r -ai -n, а слово feet как f-ee-t. Специальные синтез - карточки The Jolly Phonics Regular Word Blending Cards могут использоваться для практики улучшения навыков смешивания звуков.
Необходимо различать между сочетанием согласных, например, - st и диграфами -“sh”. В сочетании согласных есть два звука: -“s” и –“t”, каждый из этих звуков можно распознать индивидуально. В диграфе подобного не происходит. Сравним слово Mishap co словом Midship. В первом случае произносим оба звука отдельно друг от друга /Мис-хэп/.
Во втором – буквы -sh не отделяются друг от друга в произношении и, соответственно, произносятся одним звуком sh /Ш/ в слове /Мидшип/.
При произношении звуков в сочетании, например, в слове FLAG, учите детей произносить два первых звука одним блоком: -FL -A –G, а не -F -L -A -G. Это будет способствовать увеличению скорости чтения.
Некоторые слова английского языка имеют нерегулярное написание и не могут быть прочтены с помощью слияния звуков, к примеру: SAID, WAS и ONE. К сожалению, таких слов существует много, поэтому нерегулярная часть слова должна запоминаться наизусть. Это, так называемые, «хитренькие» слова или “Tricky Words”.
Один из самых лёгких способов научиться правильно писать слова – это внимательно вслушиваться в звуки, из которых состоят слова. Умение распознавать звуки в словах полезно даже в случае с нерегулярными «хитренькими» словами - Tricky Words.
4.Распознаём звуки в словах
Один из самых лёгких способов научиться правильно писать слова – это внимательно вслушиваться в звуки, из которых состоят слова. Умение распознавать звуки в словах полезно даже в случае с нерегулярными «хитренькими» словами - Tricky Words.
Начните с игры. Произнесите слово и попросите вашего ребёнка постараться услышать и назвать первый звук в слове. Игра “I spy” - «Вижу-вижу» идеально подходит для практики. Затем постарайтесь распознать конечные звуки; звуки в средине слова обычно более трудно идентифицировать на слух.
Начинайте с более простых слов, состоящих из трёх букв: cat, hot и подобные. Можно просто произнести слово и затем разложить его на звуки, сопровождая каждый звук хлопком. Три хлопка – три звука.
Будьте внимательны с диграфами! Слово fish, например, имеет 4 буквы, но только 3 звука: f-i-sh.
Чтобы успешно научиться раскладывать слова на звуки, рекомендуем использовать рифмовки, стихотворения и Jolly Songs. Также можно применять другие игры:
а) добавлять по звуку: что получится если добавим -р- к слову -ink?Ответ: pink. Другие примеры: m-ice, b-us и так далее.
б) удалять звук: что останется если убрать -р- в слове -pink? Ответ : -ink.
Другие примеры: f-lap, s-lip, c-rib, d-rag, p-ant, m-end, s-top, b-end, s-t-rip и им подобные.
5. Написание «Хитреньких» слов – “ Tricky words”
Существует несколько способов помочь детям научиться правильно писать сложные нерегулярные слова:
1. Посмотри, Закрой, Напиши, Проверь. Сначала рассмотрите вместе с ребёнком слово, его написание; определите, где расположена «хитренькая» частичка этого слова. Пусть ребёнок постарается написать слово в воздухе, одновременно называя буквы. Затем закройте слово и попросите ребёнка написать его правильно. Проверьте.
2. Произнесите слово так, как оно звучит. Произнесите каждый звук в слове, например, слово -was должно звучать как - w-a-s, однако, на самом деле, произносится |уоз|.
3. Мнемоника. Каждая начальная буква фразы обозначает слово, которое мы хотим написать. Например: laugh - Laugh At Ugly Goat´s Hair.
4. Правописание также улучшается с использованием прописных букв. Начните с игры. Произнесите слово и попросите вашего ребёнка постараться услышать и назвать первый звук в слове. Игра “I spy” - «Вижу-вижу» идеально подходит для практики. Затем постарайтесь распознать конечные звуки; звуки в средине слова обычно более трудно идентифицировать на слух.
Начинайте с более простых слов, состоящих из трёх букв: cat, hot и подобные. Можно просто произнести слово и затем разложить его на звуки, сопровождая каждый звук хлопком. Три хлопка – три звука.
Будьте внимательны с диграфами! Слово fish, например, имеет 4 буквы, но только 3 звука: f-i-sh.
Чтобы успешно научиться раскладывать слова на звуки, рекомендуем использовать рифмовки, стихотворения и Jolly Songs. Также можно применять другие игры:
а) добавлять по звуку: что получится если добавим -р- к слову -ink?Ответ: pink. Другие примеры: m-ice, b-us и так далее.
б) удалять звук: что останется если убрать -р- в слове -pink? Ответ : -ink.
Другие примеры: f-lap, s-lip, c-rib, d-rag, p-ant, m-end, s-top, b-end, s-t-rip и им подобные.
Рассказы
Для стимуляции детского интереса и наслаждения чтением, взрослым рекомендуется читать своим детям книжки.
После того, как дети начнут учить звуки, они смогут быстро распознавать их в словах. С момента синтеза звуков, другими словами, слияния их в одно целое, дети смогут составлять слова при чтении. Лучше всего начинать с чтения рассказов, в которых используются простые слова. С этой целью была задумана серия книжек Jolly Readers.
После достижения детьми определённой быстроты чтения, следующим важным этапом станет понимание прочитанного. Без участия взрослых здесь также не обойтись. После прочитанного рассказа ребёнку можно задать несколько вопросов, касающихся текста.
О методе Jolly Phonics
Авторами Jolly Phonics являются Сьюзан Ллойд и Сара Вёрнем - преподаватели начальных классов школы Woods Loke , города Лоустофт
(Lowestoft), Англия.
Независимые исследования показывают, что дети, обучающиеся чтению и письму по схеме Jolly Phonics, уже через год опережают свой
хронологический возраст, а также своих сверстников, в среднем на 12 месяцев. Причём, как мальчики, так и девочки, преуспевают в грамоте в равной степени.
Jolly Phonics – это мультисенсорный метод, разработанный так, чтобы взрослые, даже после утомительного дня, смогли лёгко и уверенно помочь детям!
Jolly Learning Ltd. является независимым Британским издательством, основанным в 1987 году.
Данный учебный курс Вы можете заказать у нас на сайте. Мы работаем по всей России. Если вы хотите купить учебник в таких городах, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Пятигорск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Астрахань, Нижний-Новгород, Волгоград, Уфа, Воронеж, Самара, Челябинск, Казань и многие другие, мы оперативно и недорого отправим Вам заказ в течение нескольких дней.